Отношение в исламе к природе

Опубликовано 4 Май, 2014 в 16:31 | Просмотров 31 781 | 7 комментариев

Права животных в Исламе

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Когда мы читаем священный Коран, нередко находим в нём упоминание о животных. В священном Откровении о них говорится в разных контекстах: в одних аятах Всевышний напоминает нам о чудесах и великолепии своих творений, в других – о своей милости и великой щедрости, о том, как он почтил человека и покорил ему животных, дабы он пользовался ими во благо себе. Аллах (Велик Он и Славен) говорит нам в Коране о своей благосклонности к человеку, которого Он великодушно одарил и явил ему Свои чудесные знамения, дал ему в распоряжение сокровищницы этого мира и смирил перед ним животных, чтобы сыны Адама питались, одевались, обогащались, устраивали себе жилища и извлекали прочую пользу из этих божьих творений. О внимании, которое уделяется в Исламе животным, говорит уже тот факт, что в Коране существуют суры, названные именами некоторых животных, такие как «Корова» (аль-Бакара), «Скот» (аль-Ан’ам), «Паук» (аль-’Анкабут), «Слон» (аль-Филь), «Пчёлы» (ан-Нахль), «Муравьи» (ан-Намль), «Мчащиеся лошади» (аль-’Адият).

Дорогие мусульмане, пусть Аллах одарит вас своей обширной милостью. Многие люди по разным причинам получили воспитание, в котором не отношение в исламе к природе придавалось большого значения чувствам животных, мало кому из нас родители внятно объясняли, что эти создания Аллаха также имеют вполне конкретные и незыблемые права, которыми их наделил Всевышний Творец. Многие люди считают, что животные подобны куску дерева, ничего не чувствуют и ничего не понимают, не имеют никаких прав и не достойны того, чтобы с ними считались. Поэтому даже верующие порой не воспринимают близко к сердцу боль и страдания животных, потому что так их воспитывали. Три поколения наших отцов воспитывались на идеологии атеизма, главным лозунгом которого было не сострадание к меньшему, а, напротив, выживание сильнейшего путем уничтожения слабого. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Именно это мичуринское выражение было неформальным лозунгом отношения к природе в целом, и к животным в частности. Но, в соответствии с правилами «естественного отбора», коммунизм сгнил, потому что любая система, идущая вопреки правилам мироздания, слаба, а посему природа избавляется от неё по воле Аллаха, и мы тоже часть этой природы.

Ислам говорит нам о том, что животные живут своими общинами, они имеют чувства и связи, они пьют и едят, а значит, чувствуют и имеют предпочтения. Звери, птицы, насекомые чувствуют и переживают так же, как человек. Бывает, что они болеют, затем поправляются, добиваются любви и размножаются, растут, стареют и умирают, а затем будут воскрешены и судимы за свои поступки в день Великого Суда, так что даже баран, имеющий рога, ответит за то, что обижал безрогого. В плане чувств они ничем не отличаются от человека: их отличие от нас лишь в том, что на них не возлагаются обязанности выполнения пророческих законов, ниспосланных в Священных Книгах, потому что они лишены той высокой степени разума и способности глубоко мыслить, которая дана человеку. Они не способны выполнить ту миссию, что поручена сынам Адама, и потому Аллах не возложил на них ответственности, кроме той, что им по силам. Аллах в священном Коране говорит:

وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ وَلاَ طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلاَّ أُمَمٌ أَمْثَالُكُم مَّا فَرَّطْنَا فِي الكِتَابِ مِن شَيْءٍ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ يُحْشَرُونَ وَالَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا صُمٌّ وَبُكْمٌ فِي الظُّلُمَاتِ

«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу.

Те, которые считают ложью Наши знамения, глухи и немы во мраках»[1].

Также Аллах сказал:

وَمِن كُلِّ شَيْءٍ خَلَقْنَا زَوْجَيْنِ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ

«Мы сотворили все сущее парами, – быть может, вы помянете назидание»[2].

Смысл этого аята не только в том, что животные и растения созданы парами; значение аята намного обширнее: все без исключения творения имеют какую-то ведомую или неведомую нам взаимосвязь с другими вещами и объектами, без которых их существование становится неполноценным или вообще невозможным. Аллах создал животных и растения парами, и даже неодухотворённые вещи для своего бытия нуждаются в чем-то другом. Все мы взаимосвязаны, дабы каждый из нас видел свою постоянную нужду в милости нашего Господа, Велик Он и Славен.

Он сказал:

وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالْأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء

«Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием»[3].

Говоря о Своих знамениях, Всевышний упомянул о том, как удивительно Он устроил людей и животных, и упомянул о них в одном контексте: ведь человек превзошёл их только своим разумом, а природа их тел – суть, одна и та же.

Животные являются обитателями этой планеты наряду с нами, они наши естественные соседи, без которых мы не смогли бы обойтись. Аллах создал условия для их проживания: дал им просторы, чтобы они кочевали и паслись, пили воду и ели пищу, которая произрастает на земле. Аллах сказал:

وَالْأَرْضَ بَعْدَ ذَلِكَ دَحَاهَا أَخْرَجَ مِنْهَا مَاءهَا وَمَرْعَاهَا وَالْجِبَالَ أَرْسَاهَا مَتَاعًا لَّكُمْ وَلِأَنْعَامِكُمْ

«После этого Он распростер землю, вывел из нее воду и пастбища и утвердил на ней горы на пользу вам и вашему скоту»[4].

فَلْيَنظُرِ الْإِنسَانُ إِلَى طَعَامِهِ أَنَّا صَبَبْنَا الْمَاء صَبًّا ثُمَّ شَقَقْنَا الْأَرْضَ شَقًّا فَأَنبَتْنَا فِيهَا حَبًّا وَعِنَبًا وَقَضْبًا وَزَيْتُونًا وَنَخْلًا وَحَدَائِقَ غُلْبًا وَفَاكِهَةً وَأَبًّا مَّتَاعًا لَّكُمْ وَلِأَنْعَامِكُمْ

«Пусть посмотрит человек на свое пропитание! Мы проливаем обильные ливни, затем испещряем землю порами и взращиваем на ней злаки, виноград и люцерну, маслины и пальмы, сады густые, плоды и травы на пользу вам и вашей скотине»[5].

إِنَّمَا مَثَلُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا كَمَاء أَنزَلْنَاهُ مِنَ السَّمَاء فَاخْتَلَطَ بِهِ نَبَاتُ الأَرْضِ مِمَّا يَأْكُلُ النَّاسُ وَالأَنْعَامُ حَتَّىَ إِذَا أَخَذَتِ الأَرْضُ زُخْرُفَهَا وَازَّيَّنَتْ وَظَنَّ أَهْلُهَا أَنَّهُمْ قَادِرُونَ عَلَيْهَآ أَتَاهَا أَمْرُنَا لَيْلاً أَوْ نَهَارًا فَجَعَلْنَاهَا حَصِيدًا كَأَن لَّمْ تَغْنَ بِالأَمْسِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих»[6].

Из этих аятов мы узнаём, что у животных на этой земле тоже есть положенная доля, они обладают правами и своим уделом. Красоты, услады этого мира и щедрость Аллаха не являются прерогативой человека, животные также должны получить то, что им полагается. Это значит, что никому не позволено притеснять их и лишать их даров, которые назначил для них Великий Творец.

Дорогие братья и сёстры, наверняка вы знаете, что животные – так же как и все другие творения – славословят Аллаха и поклоняются Ему, они такие же рабы божьи, как люди и духи, им назначен свой особый путь и предназначение в этой жизни. Всевышний Аллах сказал:

وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلاَّ يُسَبِّحُ بِحَمْدَهِ وَلَكِن لاَّ تَفْقَهُونَ تَسْبِيحَهُمْ إِنَّهُ كَانَ حَلِيمًا غَفُورًا

«Нет ничего, что не возносило бы Ему хвалу, но вы не понимаете их прославления»[7].

وَلِلّهِ يَسْجُدُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مِن دَآبَّةٍ وَالْمَلآئِكَةُ وَهُمْ لاَ يَسْتَكْبِرُونَ

«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия»[8].

أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يَسْجُدُ لَهُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَمَن فِي الْأَرْضِ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ وَالنُّجُومُ وَالْجِبَالُ وَالشَّجَرُ وَالدَّوَابُّ وَكَثِيرٌ مِّنَ النَّاسِ

«Не видишь ли ты, как перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди?»[9].

وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ

«Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они прославляли Нас вместе с Даудом[10]»[11].

Нам людям кажется, что животные немы и не способны разговаривать, но на самом деле нам это только кажется. Животные могут говорить и общаться между собой звуками, жестами и другими способами, о которых мы мало что знаем. Вспомните аят из суры «Муравьи» (ан-Намль), в котором говорится о том, как пророк Сулейман (мир ему) услышал голос муравья, предупреждающего своих сородичей о возможном бедствии. Аллах дал Сулейману дар не только слышать, но и понимать речь животных. Однажды во время военного похода он услышал муравья:

حَتَّى إِذَا أَتَوْا عَلَى وَادِي النَّمْلِ قَالَتْ نَمْلَةٌ يَا أَيُّهَا النَّمْلُ ادْخُلُوا مَسَاكِنَكُمْ لَا يَحْطِمَنَّكُمْ سُلَيْمَانُ وَجُنُودُهُ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ فَتَبَسَّمَ ضَاحِكًا مِّن قَوْلِهَا وَقَالَ رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ

«Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого».

Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов. Он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне»[12].

Также в Коране сообщается о том, что птица удод докладывала Сулейману о тех вещах, которые он не знал:

أَحَطتُ بِمَا لَمْ تُحِطْ بِهِ وَجِئْتُكَ مِن سَبَإٍ بِنَبَإٍ يَقِينٍ

«Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы с достоверным известием»[13].

Ни муравей, ни удод не получали никаких сверхъестественных способностей говорить человеческим языком, они говорили на своем языке животных, но Пророку Сулейману была дана способность понимать их речь. Это значит, что они воспринимают жизнь намного шире и чувствительнее, чем нам представляется со стороны. Их инстинкты самосохранения, их робость и пугливость ещё раз подтверждают, что насекомые, птицы и звери имеют чувства порой более обостренные, чем у человека, они боятся, они хотят жить, а значит, достойны сострадания.

В других хадисах, которые приводятся в сборниках имама аль-Бухари и Муслима сообщается, что в прошлом Аллах являл людям свои знамения, и случалось такое, что корова и волк разговаривали с людьми. В отличие от удода и муравья, они говорили человеческой речью, правда, сообразно уровню своего интеллекта.

Аллах сотворил животных и сделал их напоминанием и назиданием для людей, чтобы они размышляли и осознавали великолепие божьих творений, воочию видели величие силы Аллаха, дабы укрепилась Вера в их сердцах и возросла благодарность Всемогущему Творцу. Проблема же в том, что большинство людей этого не знают и не понимают. Мало того, это даже не приходит им в голову! Всевышний Аллах сказал:

وَإِنَّ لَكُمْ فِي الْأَنْعَامِ لَعِبْرَةً نُّسقِيكُم مِّمَّا فِي بُطُونِهَا وَلَكُمْ فِيهَا مَنَافِعُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ وَعَلَيْهَا وَعَلَى الْفُلْكِ تُحْمَلُونَ

«Воистину, домашняя скотина служит назиданием для вас. Мы поим вас тем, что находится у них в животах. Они приносят вам многочисленную пользу, и вы питаетесь ими. На них и на кораблях вы передвигаетесь»[14].

وَإِنَّ لَكُمْ فِي الأَنْعَامِ لَعِبْرَةً نُّسْقِيكُم مِّمَّا فِي بُطُونِهِ مِن بَيْنِ فَرْثٍ وَدَمٍ لَّبَنًا خَالِصًا سَآئِغًا لِلشَّارِبِينَ

«Воистину, в домашней скотине для вас – назидание. Мы поим вас тем, что образуется в их животах между пометом и кровью, – чистым молоком, приятным для пьющих»[15].

اللَّهُ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَنْعَامَ لِتَرْكَبُوا مِنْهَا وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ وَلَكُمْ فِيهَا مَنَافِعُ وَلِتَبْلُغُوا عَلَيْهَا حَاجَةً فِي صُدُورِكُمْ وَعَلَيْهَا وَعَلَى الْفُلْكِ تُحْمَلُونَ وَيُرِيكُمْ آيَاتِهِ فَأَيَّ آيَاتِ اللَّهِ تُنكِرُونَ

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими питались. Они приносят вам пользу, и на них вы достигаете того, чего желают ваши сердца. На них и на кораблях вас перевозят. Он показывает вам Свои знамения. Какие же знамения Аллаха вы отрицаете?»[16]

Аллах (Велик Он и Славен) наделил животных способностью видеть и слышать то, что не дано увидеть и услышать человеку. Так Аллах распорядился по своей мудрости. Некоторые животные видят ангелов, а некоторые дьяволов. Более того, животные могут слышать, как кричат мертвые люди, получающие заслуженное наказание в своих могилах. И особенно поражает то, что животные отличают пятницу и испытывают особый страх в этот день, потому что знают о том, что Конец Света настанет именно в пятницу. Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

اذا سمعتم صياح الديكة فاسألوا الله من فضله، فانها رأت ملكاً، وإذا سمعتم نهيق الحمار فتعوذوا بالله من الشيطان فإنه رأى شيطاناً

«Если услышите крик петуха, то просите у Аллаха о Его щедрости (милости)[17], потому что петух видит ангела, а если услышите рев осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от шайтана[18], потому что осёл видит шайтана»[19].

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

إذا سمعتم نباح الكلاب ونهيق الحمير بالليل فتعوذوا بالله منهن فإنهن يرين مالا ترون

«Если ночью услышите лай собаки и рёв осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от них[20], ведь они видят то, чего вы не видите»[21].

إن الموتى ليعذبون في قبورهم حتى أن البهائم لتسمع أصواتهم

«Воистину, мёртвые подвергаются мучениям в своих могилах так, что их стоны слышны животным»[22].

لا تطلع الشمس ولا تغرب على أفضل من يوم الجمعة،وما من دابة إلا وهي تفزع يوم الجمعة،إلا هذين الثقلين: الجن والإنس

«Нет такого дня, над которым вставало или закатывалось солнце, который был бы лучше, чем пятница (джума). И нет живого существа, которое не испытывало бы ужаса в пятничный день, кроме двух созданий: джиннов и людей»[23].

و ما من دابة إلا و هي مصيخة يوم الجمعة من حين تصبح حتى تطلع الشمس ، شفقاً من الساعة إلا الانس و الجن

«Каждое живое существо в пятничный день находится в тревожном ожидании от рассвета до восхода солнца[24], боясь Конца Света, кроме людей и джиннов»[25].

Некоторые животные по милости Аллаха стоят выше многих людей – тех, которые отвернулись от своего разума, последовали за своими прихотями, не стали выполнять велений Аллаха и делать то, для чего были созданы. Эти люди опустились ниже скота: они только и делают, что едят, пьют, забавляются, справляют нужду, следуют за позывами своей похоти и совершают всё, что им вздумается, как это делают животные. Однако животные превосходят их тем, что прославляют исламе Аллаха, поклоняются Ему и не чтут иных богов помимо Него, они смиренны перед своим Господом. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:

وَ الَّذِينَ كَفَرُوا يَتَمَتَّعُونَ وَ يَأْكُلُونَ كَمَا تَأْكُلُ الْأَنْعَامُ وَ النَّارُ مَثْوًى لَّهُمْ

«А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь»[26].

وَ لَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِّنَ الْجِنِّ وَ الإِنسِ لَهُمْ قُلُوبٌ لاَّ يَفْقَهُونَ بِهَا وَ لَهُمْ أَعْيُنٌ لاَّ يُبْصِرُونَ بِهَا وَ لَهُمْ آذَانٌ لاَّ يَسْمَعُونَ بِهَا أُوْلَئِكَ كَالأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُوْلَئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ

«Мы сотворили для Ада много ду́хов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами»[27].

Посмотрите на здравомыслие удода, этой маленькой птицы: увидев, как люди поклоняются солнцу, вместо того чтобы поклоняться только одному Аллаху, она выразила своё возмущение по поводу их многобожия. В Коране сообщается, что удод сказал пророку Сулейману (мир ему), которому был дан чудесный дар понимать речь животных:

وَجَدتُّهَا وَ قَوْمَهَا يَسْجُدُونَ لِلشَّمْسِ مِن دُونِ اللَّهِ وَ زَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ أَعْمَالَهُمْ فَصَدَّهُمْ عَنِ السَّبِيلِ فَهُمْ لَا يَهْتَدُونَ أَلَّا يَسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي يُخْرِجُ الْخَبْءَ فِي السَّمَاوَاتِ وَ الْأَرْضِ وَ يَعْلَمُ مَا تُخْفُونَ وَ مَا تُعْلِنُونَ اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

«Я увидел, что она[28] вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Сатана представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, и они не следуют прямым путем.

Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы делаете открыто.

Нет иного божества, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона»[29].

Дорогие братья и сёстры в Исламе, Всевышний Аллах обязал нас соблюдать права не только людей, но и права животных. Да, у них есть права, а у нас в отношении них есть обязанности. Возможно, кому-то покажется странным, что мы говорим о правах животных в то время, когда не соблюдаются даже права человека. Сегодня во многих странах мира честь и достоинство человека втоптаны в грязь, людская кровь льется рекой – и кровь мусульман в особенности, повсюду происходят убийства, живая душа обесценилась, множатся вдовы и сироты, геноцид и разрушение производятся под лозунгами защиты и заботы о правах человека. Это парадокс: человека уничтожают, но при этом пытаются убедить его, что эта смерть послужит «светлым целям» свободы и благополучия для каких-то других людей, которые живут где-то далеко и даже не задумываются о том, какой ценой оплачено их благоденствие.

Тем не менее Шариат это целостный и неделимый закон, который в каждом своём постановлении заключает божественную милость. Поэтому мы должны знать, что священный закон Аллаха в полной мере заботится даже о правах животных, не говоря уже о правах человека. Вот некоторые правила обращения с животными по Шариату:

1)Ислам велит совершать забой скота как можно быстрее и легче, так чтобы животное не мучилось. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن الله كتب الاحسان على كل شيء ، فاذا قتلتم فأحسنوا القتلة ، و اذا ذبحتم فأحسنوا الذبحة ، و ليحد أحدكم شفرته و ليرح ذبيحته

«Воистину, Аллах предписал делать добро (или делать хорошо) по отношению ко всему сущему. Даже если вы убиваете, то убивайте по-хорошему, если совершаете забой, то делайте это хорошо. Пусть человек хорошо наточит свой нож и не мучает животное»[30].

2)Ислам запрещает бессмысленное убийство любого живого существа; животное можно убивать только для нужды или для того, чтобы оградить себя от опасности или вреда, исходящего от него.

3) Ислам запрещает издеваться над животными. Сообщается, что однажды Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) проходил мимо курайшитских[31] подростков, которые, подвесив птицу, стреляли в неё из лука, а каждую стрелу, не попавшую в цель, отдавали хозяину птицы. Когда они увидели Ибн Умара, то спешно разошлись, а он сказал: «Кто это сделал? Пусть Аллах проклянёт тех, кто это сделал, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклинал тех, кто сделал мишенью то, в чем есть душа»[32].

Наверняка все знают, как далеко продвинулась «прогрессивная мысль» наших современников, которые кичатся своей цивилизованностью, и при этом с каким удовольствием некоторые наблюдают за бессмысленным убийством быков, как стравливают петухов, а кое-кто даже ест мозги живых обезьян (Филиппины) или жарит рыбу заживо (Япония), да так, чтобы она ещё продолжала биться в мучениях на тарелке у хищного клиента!

4) Запрещается держать животное взаперти в тесноте. Если же животное держится в вольерах или помещениях, достаточных для их нормальной жизни, то они также должны получать нужное им количество корма. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عُذّبت امْرأةٌ فِي هِرّةٍ حَبَسَتْها حتى مَاتَتْ فَدَخَلَتْ فِيِها النَّارَ لاَ هِي أَطْعَمَتْها وَ سَقَتْها إِذْ هِيَ حَبَستْها ، و لاَ هِيَ تَرَكَتْهَا تأْكُلُ مِن خَشَاشِ الأَرْضِ

«Одна женщина подверглась мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, и за это вошла в адское Пламя. Она не кормила и не поила её во время заточения и не отпускала её, чтобы та могла питаться сама, тем, что даёт земля»[33].

5) Нельзя переутомлять животных слишком тяжёлыми работами и возлагать на них то, что им не по силам. Это право животных, за которое их хозяина спросят в День Суда. Вспомни хадис о верблюде, который жаловался Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на невыносимо тяжёлый труд и голод. Сообщается, что Абдулла ибн Джа’фар рассказывал:

«Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посадил меня позади себя на верховое животное, и когда мы ехали, он по секрету рассказал мне об одной вещи, которую я никогда никому не расскажу…

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) желал справить нужду, то предпочитал скрываться за какой-то возвышенностью или в зарослях пальм, и в этот день он зашел в один из садов, принадлежавших некоему ансару. И к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) подошёл верблюд, который издавал дрожащий звук, выходящий из глубины горла, а из глаз его текли слёзы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) погладил его по животу и за ушами, затем сказал: «Кто хозяин верблюда?» Тогда пришёл один юноша из ансаров и сказал: «Посланник Аллаха, он мой». Пророк сказал:

أ ما تتقي الله في هذه البهيمة التي ملككها الله! إنه اشتكى إلي أنك تجيعه و تدئبه

«Неужели ты не боишься Аллаха в том, что касается этого животного, над которым Аллах дал тебе власть?! Оно пожаловалось мне, что ты моришь его голодом и перегружаешь».

Пусть об этом услышат правозащитники и те, кто притесняет людей и нарушает их права, пусть подумают об этом те, кто угнетает своих рабочих, служащих и путём обмана и хитрости лишает их возможности получить свои честно заработанные деньги или пользоваться своими законными правами.

6) Одним из прав, которыми Ислам наделил животных, является право на то, чтобы человек эксплуатировал их только в тех работах, для которых они были созданы Всевышним Аллахом. Посему человек должен следить за тем, насколько используемое им животное подходит для той или иной работы, и насколько это сообразуется с физиологией животного. В одном из достоверных хадисов сообщается, что однажды человек сел верхом на корову и поехал на ней, корова же повернулась к нему и сказала: «Я же создана не для этого, я создана только для того, чтобы пахать». Люди воскликнули: «Субхана-Ллах! Корова заговорила?!» Посланник Аллаха сказал: «Воистину, я уверовал в это, а также Абу Бакр и Умар»[34].

7) Ислам велит принимать в расчёт то, что у животных также есть чувства: они боятся, страдают, переживают, любят, сострадают и испытывают другие чувства, которые присущи человеку. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил точить нож в присутствии животного, приготовленного к забою. Однажды он проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на бок лежащей овцы, а овца время от времени бросала на него свой взор. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أفلا قبل هذا! أتريد أن تميتها موتتين

«Разве не мог ты сделать это прежде?! Неужели ты хочешь убить её дважды?»[35]

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также учил нас чтить материнские чувства животных. Сообщается со слов Ибн Масʼуда: «Мы были в пути вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а когда он отошёл по нужде, мы увидели птичку, с которой были два маленьких птенца. Когда мы взяли этих птенцов, их мать подлетела к нам и начала щебетать. Тогда пришёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:

من فجع هذه بولدها ؟ ردوا ولدها إليها

«Кто разлучил её с птенцами? Верните ей детенышей».

Мы назвали лишь некоторые права из тех, которые Ислам даёт животным. Наши праведные предшественники, первые мусульмане, бережно относились к животным и соблюдали их права и прекрасно осознавали, что в Следующей Жизни с них будет спрошено за то, как обращались с теми и как соблюдали закон Аллаха в их отношении. И поэтому когда Аллах дал им власть над народами и сделал их хранителями прав людей, они стали истинными и ревностными защитниками прав животных, показав всему миру образец законопослушания и равноправия. Чего только стоят слова халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который сказал:

لو أن بغلة في العراق تعثرت لخشيت أن يسألني الله عنها لمَ لمْ أسوي لها الطريق

«Я боюсь, что даже если мул споткнётся в Ираке, то Аллах спросит с меня, почему я не выровнял для него дорогу».

Умар, будучи правителем, боялся, что с него будет спрошено перед Аллахом за то, что не выровнял дорогу для животного! Где? Ни в том городе, где он находился, а за тысячу километров от него, в Ираке. Поэтому во времена правления таких халифов не было потребности в правозащитниках, ведь изначально сами правители были озабочены сохранением прав и достоинства своих подданных.

И в завершение, дорогие братья и сёстры, упомянем для назидания одну историю, о которой поведал аз-Замахшари[36], рассказывая о самом себе. У аз-Замахшари не было ноги и он ходил на деревянном протезе. Когда он пришёл в Багдад, то его спросили о причине, по которой он лишился ноги (некоторые даже говорили, что он отморозил ногу во время сильных холодов в Хорезме), он сказал: «Это проклятье матери.В детстве я поймал птицу и привязал её верёвочкой за лапку, как вдруг она вырвалась у меня из рук, я догнал её, когда она уже забежала в нору, схватился за веревочку и потянул так, что лапка у птицы оторвалась. Увидев это, моя мать так сильно расстроилась, что в сердцах воскликнула: «Да оторвёт Аллах ногу этого недоумка, также как он оторвал её ногу!!!». Когда же я достиг возраста учёбы и отправился в поисках знаний в Бухару, в дороге я упал с верблюда, сломав при этом ногу, да так, что пришлось её ампутировать».

Если Ислам так бережно велит относиться к животным, так неужели не убоятся Аллаха те, кто нарушает права людей, отбирает их законное имущество! Неужели они не страшатся, что их настигнут мольбы и проклятья обиженных, когда те обращаются к Аллаху перед рассветом, и тогда будет положен конец их нечестивости!

Просим Аллаха не наказывать нас за грехи тех глупцов, что находятся среди нас. Господь наш! Своими грехами мы причинили зло самим себе, и если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, то мы непременно понесём тяжёлый убыток. Прости же нас.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

Подготовил: Абу Ясин Руслан Маликов
на основе статьи Насыра Мухаммада Аль Ахмада
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.

 

[1]Коран, сура 6 «аль-Ан`ам» («Скот»), аяты38-39.

[2] Коран, сура 51 «аз-Зарият» («Рассеивающие»), аят49.

[3] Коран, сура 35 «Фатыр» («Создатель»), аят 28.

[4]Коран, сура 79 «ан-Нази’ат» («Вырывающие»), аяты30-33.

[5]Коран, сура 80 «’Абаса» («Нахмурился»), аяты 24-31.

[6]Коран, сура 10 «Йунус», аят 24.

[7]Коран, сура 17 «аль-Исра» («Перенос»), аят44.

[8]Коран, сура 16 «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 49.

[9]Коран, сура 22 «аль-Хадж» («Паломничество»), аят 18.

[10] Пророк Дауд (мир ему), известный также как Давид.

[11]Коран, сура №21 «аль-Анбия» («Пророки»), аят 79.

[12]Коран, сура 27 «Ан-Намль» («Муравьи»), аяты 18-19.

[13]Коран, сура 27 «Ан-Намль» («Муравьи»), аят 22.

[14]Коран, сура 23 «Аль-Муминун» («Верующие»), аяты 21-22.

[15]Коран, сура 16 «Ан-Нахль» («Пчелы»), аят 66.

[16]Коран, сура 40 «Гафир» («Прощающий»), аяты 79-81.

[17] Следует сказать такие слова: «Аллахуммаинниасʼалюка мин фадлика / О, Аллах, прошу Тебя одарить меня своей щедростью (милостью)» (اللهم إني أسألك من فضلك).

[18] Следует сказать «А’узуби-Лляхи мина ш-шайтани р-раджим / Обращаюсь к Аллаху за защитой от проклятого шайтана» (أعوذ بالله من الشيطان الرجيم).

[19] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[20]«От них» – т. е. от шайтанов, которых они видят, и от прочего зла, которое сопровождается лаем собак и рёвом ослов, поэтому так же, как и в предыдущем хадисе, достаточно сказать «А’узуби-Лляхи мина ш-шайтани р-раджим/Обращаюсь к Аллаху за защитой от проклятого шайтана»

(أعوذ بالله من الشيطان الرجيم).

[21] Хадис привели Ахмад и Абу Дауд.

[22] Хадис привел ат-Табарани.

[23] Хадис привели Ибн Хузейма и Ибн Хиббан.

[24]«До восхода солнца» – потому что Конец Света наступит в пятницу в промежутке между началом рассвета и до восхода солнца.

[25] Хадис привёл Абу Дауд.

[26]Коран, сура 47 «Мухаммад», аят 12.

[27]Коран, сура 7 «аль-А`раф» (Преграды), аят179.

[28] Речь идёт о царице Савской Билькыс, которая правила Йеменом в эпоху пророка Сулеймана (Соломона) (мир ему).

[29]Коран, сура 27 «ан-Намль» (Муравьи), аяты24-26.

[30] Хадис привёл Муслим.

[31] Т. е. из племени Курайш.

[32] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[33] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[34] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[35] Хадис привёл ат-Табарани и другие мухаддисы.

[36] Абу-ль-Касим Махмуд ибн Умар ибн Мухаммад ибн Умар аль-Ховарезми аз-Замахшари (467-538 гг. по хиджре, что соответствует 1074-1143 гг.). Имам ас-Сам’ани в его биографии сказал: «Выдающийся знаток литературы, автор множества трудов, приезжал в Ирак и Хорасан, и в какой бы город он ни заходил, всегда вокруг него собиралось множество народу, чтобы учиться у него. Он был большим учёным и знатоком родословных». Аз-Замахшари был известным муфассиром (толкователем Корана), языковедом и литератором, автором книг по арабской словесности, хадису, тафсиру, фикху, аскетизму (зухд), географии и литературе. В вопросах фикха он представлял ханафитскую школу, а в вопросах убеждений (акыды), к сожалению, был убежденным представителем мутазилитского направления, отошедшего от истинных убеждений пути саляфов (праведных предшественников, первых мусульман). Всегда, публично и не скрываясь, отстаивал взгляды мутазилизма. Сообщается, что приходя к кому-нибудь на приём или посещая знакомых и спрашивая позволения войти, Аз-Замахшари говорил привратнику: «Скажи, что пришёл му’тазилит Абу-ль-Касим».


Закрыть ... [X]

Отношение к природе в исламе МИР. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. ПЕРМАКУЛЬТУРА Книги с поделками из спичек

Отношение в исламе к природе Подборка «экологических» хадисов: хадисы о необходимости бережного
Отношение в исламе к природе Ислам и экологическая этика: понятие экологической этики (часть 1)
Отношение в исламе к природе Отношение к природе в Исламе - Новости об исламе - Kazislam
Отношение в исламе к природе Экологическая сунна - MuslimClub Отношение к природе
Отношение в исламе к природе Исламский Шариат и экология Ислам в Дагестане
Отношение в исламе к природе Экологические проблемы в исламской теологии
Права животных в Исламе Почему ислам? M - Совершенный человек в исламе Асимметричная мужская стрижка с пробором «Мужские стрижки» Блеск для губ Ultra Glazewear от Avon: обзор и отзывы, фото и видео Дизайн ногтей с жидкими камнями Как сделать обложку для дневника ежедневник дневник своими руками Кожная сыпь у детей - разбираем причины (с фото) Метки: предплечье